Cовременные технологии
С 1 января 2019 года началась реализация национального проекта «Здравоохранение», главная задача которого исполнить те цели, которые были сформулированы Президентом Российской Федерации в Указе № 204 от 07.05.2018. Наиглавнейшая задача проекта заключается в повышении качества и доступности медицинской помощи и в целом жизни, поскольку от здравоохранения напрямую зависит качество жизни людей. И прежде всего федеральный проект посвящён улучшению доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи.
Одним из направлений национального проекта «Здравоохранение» является формирование единого цифрового контура в сфере здравоохранения, который с помощью единой государственной информационной системы обеспечит взаимодействие с государственными информационными системами в сфере здравоохранения 85 субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций, с Единым порталом государственных услуг.
И уже с 2013 года БУ «Нефтеюганской городской станцией скорой медицинской помощи» стала продвигаться в сторону унификации и совершенствования информационных технологий, понимая, что за электронным документооборотом будущее в здравоохранении.
Существующая информационная система диспетчеризации скорой медицинской помощи («АДИС») значительно отставала по своим возможностям с ростом требований к медицинским IT-системам. Прежде всего, отсутствовала возможность интеграции с ЕГИСЗ (единая государственная информационная система здравоохранение).
В апреле 2014 года Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа перед главным врачом Нефтеюганской скорой медицинской помощи Мошкиным А.В. была поставлена задача — использовать возможности программного комплекса «Унифицированное программное решение для обеспечения функции диспетчеризации санитарного автотранспорта». Таким образом, с 12.05.2014 года был запущен пилотный проект по внедрению информационно-диспетчерской системы «103», который впоследствии должна была использовать вся служба скорой медицинской помощи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Всего за 16 дней были проведены все необходимые настройки, обучен персонал и поставлено оборудование на рабочих местах.
О первых итогах внедрения главный врач Мошкин А.В. рассказал на VI Международном IT-форуме с участием стран БРИКС и ШОС в июне этого же года:
«Данная система позволяет в режиме реального времени видеть автомобили, которые находятся на онлайн карте. Куда они двигаются, где они находятся. Видеть — откуда идет вызов, и отправлять ближайший к этому вызову автомобиль. И хотя у нас и так время прибытия на вызов было минимальным по сравнению с другими территориями, сейчас оно сократилось в среднем на минуту. А что такое минута, если тяжелый случай? Это спасенная жизнь».
Программный комплекс «103», рекомендованный Министерством здравоохранения Российской Федерации был комплексно реализован в работу не только оперативного отдела, и органов управления учреждением, но и выездных бригад.
В январе 2016 года все выездные бригады оснащаются планшетными компьютерами. Именно с этого момента начинается активное использование возможностей электронной карты вызова в практике скорой медицинской помощи в Ханты-Мансийской автономном округе – Югре. Вся информация о больном (паспортные данные, данные о выездах бригад скорой медицинской помощи, о заболевании, о медицинском обследовании) теперь сохраняется в базе данных программного комплекса «103». Учитывая интеграцию программного комплекса «103» с ЕГИСЗ, оказанную медицинскую помощь на догоспитальном этапе теперь смогут увидеть работники амбулаторно-поликлинического звена и стационаров лечебно-профилактических учреждений. Оперативный отдел станции скорой помощи, в свою очередь, мог держать связь со всеми бригадами скорой медицинской помощи. В случае поступления вызова с экстренным поводом или развитии чрезвычайной ситуации направлял к месту вызова ближайшую бригаду.
Мошкин А.В., главный врач:
«Кроме того использование информационной системы «103» позволяет оптимизировать расход топлива, медикаментов. Потому что с помощью программного комплекса ведется подробный учет – каждый шприц, каждая ампула и таблетка — все это записывается и связывается со складом, с нашей аптекой. Что в дальнейшем позволяет эффективно планировать закупки лекарственных препаратов и расходных материалов с учетом проводимого лечения».
Только за время внедрения пилотного проекта и использование готового решения до этапа производственного запуска на всей территории Ханты-мансийского автономного округа – Югры Нефтеюганская станция скорой медицинской помощи добилась блестящих результатов в оперативной работе выездных бригад:
— уменьшилось время приема вызова оперативным отделом в два раза с 3 минут до 1,5 минут, за счет автоматизации процесса.
— уменьшилось время доезда бригады скорой медицинской помощи на 1,6 минуты с 10,5 минут 8,9 минут в среднем по городу, за счет использования системы ГЛОНАС и визуализации автомобилей скорой медицинской помощи на виртуальных картах.
— снизилось количество дефектов в оказании медицинской помощи по данным экспертизы страховых компаний, за счет улучшения качества оказания скорой медицинской помощи и 100% внутриведомственного контроля электронных карт вызовов.
— исключено неэффективное использование расходных материалов.
В 2016 году, после успешного внедрения программного комплекса «103» в Нефтеюганске, приказом Департамента Здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры было предписано установить унифицированное программное решение для обеспечения функции диспетчеризации санитарного автотранспорта во всех подразделениях скорой медицинской помощи автономного округа. В период внедрения в субъекте площадка Нефтеюганского городской станции скорой медицинской помощи стала использоваться в качестве примера для организации использования информационно-диспетчерской системы. В том же году в округе был запущен модуль передачи реестра застрахованных больных в окружной фонд медицинского страхования, который формировался автоматически при внесении данных медицинскими работниками.
Активное использование медицинских информационных технологий послужило толчком к внедрению электронного документооборота в лечебно-профилактических учреждениях. Начиная с 2016 года, в 2017 году функция передачи информации о больном в ЕГИСЗ (электронной карты вызова) была успешно реализована Нефтеюганской городской станцией скорой медицинской помощи. Поэтому с 2018 года началась подготовка к использованию электронно-цифровой подписи в первичных медицинских документах.
Сковбель И.А., заместитель главного врача по медицинской части:
«Очевидно, что технология электронноцифровой подписи имеет широкие перспективы внедрения во всех сферах жизни современного общества, связанных с передачей и обработкой информации. Здравоохранение в целом, скорая помощь, в частности, не стали исключением. Использование ЭЦП занчительно скоратит время движения документов, ускорит и облегчит процесс визирования одного документа несколькими лицами, что удобно при проведении контроля качества. Будет обеспечена целостность – гарантия того, что информация сейчас существует в исходном виде, то есть при ее хранении или передаче не было произведено несанкционированных изменений».
Успешное тестирование нового модуля подписания электронной карты позволило уже в июне 2019 года отказаться от бумажного носителя, сведя к минимуму работу выездных бригад, специалистов по внутреннему контролю, медицинских статистов с документацией. Необходимо отметить, что электронный документооборот одновременно с Ханты-Мансийским автономным округом – Югры стал внедряться и в других субъектах Российской Федерации.
Команда Нефтеюганской станции скорой помощи ежечасно работает над совершенствованием организации экстренной службы в городе. В ближайшем будущем в учреждении появится возможность организовать вызов скорой помощи с помощью мобильного приложения. Это позволить сократить время на регистрацию вызова. Появится возможность быстрого вызова скорой помощи для людей с ограниченными возможностями, возможность отслеживать статус вызова в режиме реального времени, с отображением информации о назначенной бригаде, о расстоянии до места вызова и ориентировочном времени прибытия бригады скорой медицинской помощи на место вызова.
«Набирая 03, вы рассчитываете на нас, и мы не подведем!» — девиз нашей станции и знакомый Нефтеюганским жителям, который подтверждает наше отношение к одной из важнейших экстренных служб Российской Федерации.